Публицистика

Убыхи в освободительной борьбе народов Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX в.

Прошлое народов Северного Кавказа богато и насыщено событиями, комплексное изучение и анализ которых позволяет воссоздать яркую  историческую картину, занимающую достойное место в “золотой коллекции”  мировой истории. События Кавказской войны  мы рассматриваем в неразрывной связи и взаимообусловленности событий мирового масштаба. Ведь Кавказ это не только один из очагов мировой цивилизации, но и место, где столкнулись интересы ведущих европейских держав. Данный факт привел к втягиванию мирных народов Кавказа в орбиту сложных дипломатических перипетий, им абсолютно чуждых и ненужных. Единственное желание сохранить самое ценное по понятиям кавказской ментальности – свою независимость, подвело многие  народы Кавказа к краю бездны, как в прямом, так и в переносном смысле.

     Но этой трагедии предшествовали долгие и изнурительные, не менее трагичные, годы Кавказской войны. В 20-е гг. с началом активной колониальной экспансии царской России в Северо-Западной части Кавказа Убыхия оказывается втянутой в сферу войны ставшей для свободолюбивых горцев роковой. Для убыхов эта война закончилась массовым выселением, в основном завершившимся к 1864 году полным изгнанием и геноцидом.

Этот период убыхской истории, насыщенный событиями, в основном трагическими, в полной мере раскрывает характер борьбы народов Закубанья  вообще за право быть свободными.  Воинственный, по сути, народ, как мог, как он к этому привык, защищал земли предков и свои естественные права. Россия же, чьи интересы в кавказском регионе были слишком велики, чтобы о них забыть, не могла и не хотела признавать этих прав, а тем более, их удовлетворять. Слишком ничтожны были для великой Российской империи, с ее великими  целями, притязания одного из многих горских народов, чтобы принять их во внимание, и ей,  видимо, нельзя это вменять в вину. Так видимо, было предначертано самой историей, по своему усмотрению распоряжавшейся судьбами целых народов: одаривая одни народы  величием, другие  она незаслуженно  низвергала в бездну забвения. И тем более велика ответственность современных исследователей за то, чтобы история маленького гордого убыхского народа стала не только частью мировой истории, но и примером для всех тех, кому небезразличны понятия «Родина», «мужество», «честь» и «совесть».

Первое письменное упоминание об убыхах, по мнению А.Н. Генко,  относится к древности.   Византийский историк и географ VI в. Прокопий  в своих сочинениях пишет: “За областью Абазгов на Кавказе проживают Брухи (убыхи – автор), территория которых находится между Абазгами и Аланами…”.

В 1641 году итальянский путешественник  Эвлия Челеби упоминает на этой территории о племенах Waipigha (в транскрипции Хаммера – англ.), которые, по мнению некоторых исследователей, являются убыхскими. Однако, по свидетельству Белля, Waia – это псезуапинское племя гоайе (гои) – подразделение причерноморских шапсугов, а pigha, видимо производное от пех – самоназвания убыхов. Тогда можно предположить, что Waipigha – это смешанное шапсуго-убыхское население междуречья Псезуапсе – Шахе.

В научную литературу  окончательно убыхи вошли в конце XVIIIв., благодаря исследованиям Гюльденштедта и Палласа, которые причисляют убыхов к абазам, и располагают их на исторической территории расселения, общепринятой уже  в XIX в. Таким образом, первые серьезные исследования Северо-Западного Кавказа относятся к концу ХVIIIв.

В условиях начавшегося русско – кавказского противостояния встала острая необходимость в составлении сводных описаний Кавказа. В первой половине XIX в. важнейшие материалы о народах Северного Кавказа сосредотачиваются в недрах военного и научного ведомств. Царская Россия приступила к колониальной войне, это потребовало сбора материалов о закубанских и причерноморских адыгах.    В российском военном ведомстве по этому периоду сосредоточено огромное  количество документальных источников. Здесь хотелось бы выделить труды тех авторов, где содержатся ценные сведения об убыхском народе.

Военные  Ф.К. Брун, Я. Потоцкий, С.Т. Званба,  Г.И. Филипсон, Ф.Ф. Торнау, С. Эсадзе и другие, побывавшие на восточном побережье Черного моря в XVIII – XIX вв.,  в своих трудах и записках не обошли вниманием убыхов. В 1852 г. в газете “Кавказ” публикуется статья абхазского этнографа, офицера русской армии С.Т. Званба “Зимние походы убыхов на Абхазию”, положившая по существу начало изучению убыхской истории.  Хотя очерк носит этнографический характер, в нем содержится интереснейший материал о представителях знаменитого убыхского рода Берзек и военной организации убыхов, что дает представление об участии их в военных действиях в период Кавказской войны и той роли, которую сыграли убыхи в освободительной борьбе горцев Кавказа.

Несомненный интерес представляет одна из первых научных работ, посвященных убыхам – статья П.К. Услара “О языке убыхов”. Интерес этот обусловлен не столько тем, что  статья дает представление об одном из самых загадочных и малоизученных языков, сколько тем, что автор ее записывал тексты убыхского языка со слов 14-летнего сына предводителя убыхов Хаджи Герандука Берзека – одного из предводителей освободительного движения на Западном Кавказе.

В работе “ Обзор политического состояния Кавказа”, составленной в 1840 году, говорится, что убыхи – “непокорные  злые враги (России – Автор), народ воинственный, князья и дворяне убыхские ревностные магометане, народ до сего времени сохранил некоторые обряды христианской веры с помощью язычества”.  В аналогичном обзоре горских племен за 1840 год, видимо составленном иными авторами, также дается характеристика убыхам: “Убыхи, славящиеся своим молодечеством и неустрашимостью, занимают юго-восточную покатость хребта Кавказских гор между р. Саше и р. Шахе. По берегу моря между этих рек убыхи живут смешанно с шапсугами, составляя несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане, Шмиткуадж и селение Зюеш, известное у соседей под названием Ардона. Дворянских фамилий две – Дешен и Берзеки, все они ревностные магометане, между тем как часть народа продолжает поклоняться кресту”.

Определить  место и роль Кавказа в планах России и в системе международных отношений первой половины XIX в. попытался современник событий, русский публицист официально-монархической и великодержавной ориентации Р.А. Фадеев. Он считал  присоединение данного региона совершенно естественной необходимостью для Российской империи, вынужденной заботиться об обороне своих южных рубежей от агрессивно настроенных Турции и Ирана. Если для Англии устремление на Восток – “дело удобства и выгоды”, то для России – это не “роскошь, не прихоть, происходящая от избытка сил, не удовлетворение той или другой исключительной цели как торговля, политическое влияние и прочее” – это “дело жизни”, – утверждает Фадеев.  Таким образом, Фадеев оправдывает колониальную политику России на Кавказе жизненной необходимостью, с чем автор не может согласиться. Впоследствии эта “жизненная необходимость” Российской империи обернулась для горцев Кавказа, и в особенности, для убыхов не только потерей родной земли и выселением в Османскую империю, но и геноцидом народа.

Скудость источниковой базы касающейся темы исследования определяет ценность любых материалов, хоть отдаленно, но затрагивающих историю убыхского народа.    Сведения, собранные русскими офицерами, служившими на Кавказе и разведчиками, инкогнито путешествовавшими  в поисках стратегической информации являются весьма ценными. Долгое время, находясь среди горцев, изучая жизнь и быт последних,  они имели возможность приобрести  богатый фактический материал. Здесь хотелось бы выделить труды таких авторов, как И.Ф. Бларамберг, С.М. Броневский, К.Ф. Сталь, Г.В. Новицкий, Л.Я. Люлье, Ф.Ф. Торнау, Н.И. Карлгоф и др.

“Этнографическое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа”, составленное генерал-лейтенантом Генерального Штаба И.Ф. Бларамбергом в 1833 году содержит некоторые данные, касающиеся территории расселения и численности убыхов. Точное определение территории и численности является необходимой предпосылкой для объективного освещения исторической действительности. Это особенно важно, когда мы говорим об убыхах, которые в результате Кавказской войны были изгнаны с Родины. Если территориальная идентификация Убыхии середины XIX в. не вызывает сомнений, то в определении численности ее населения в существующей научной литературе до сих пор наблюдается весьма широкий диапазон мнений. Согласно данным Бларамберга численность убыхского народа в 30-е гг. не превышала 7 тыс. человек.   Вопрос о численности убыхов в официальной кавказоведческой литературе не поднимался, а сведения современников весьма отрывочны и противоречивы. Численность убыхов в разное время  и разными авторами определялась  по-разному. Н.И. Карлгоф в своей работе приводит цифру в 40 тыс. человек. “Энциклопедический словарь” Ф.А. Брокгауза  и И.А. Ефрона, приводящий некоторые данные об убыхском народе, указывает цифру 40 тысяч.

В “Новейших географических и исторических известиях о Кавказе”  С. Н. Броневского содержится ценный материал о территории расселения и численности убыхов. Г.В. Новицкий приводит наряду с другими народами, данные о численности убыхского народа на 1830 г. и определяет ее в 25 тыс. человек.  Некоторые аспекты поставленной проблемы освещены в работах современников описываемых событий. Отрывочные сведения о территории и численности убыхов можно обнаружить в трудах  К.Ф. Сталя, М. Рукевича,  Е.Д. Фелицына, генерала царской армии Н.Н.Раевского и др.

Ценные сведения о состоянии региона русское правительство получало от адыгов, находившихся на службе у русского царя. Примером могут служить “Записки о Черкесии” выдающегося адыгского просветителя Султана Хан-Гирея. Сведения о культурном уровне адыгских племен, образе жизни и менталитете могли бы на наш взгляд дать русскому правительству понимание того, насколько важны для горских народов понятия «Родина», «Свобода», «Независимость», и насколько пагубной может быть политика и тактика  России в деле присоединения  территории Северо-Западного Кавказа. Прикрываясь лозунгами приобщения горцев Кавказа к высокоразвитой российской цивилизации, русское правительство использовало варварские методы для достижения поставленной цели – включение Северо-Западного Кавказа в сферу своего влияния.

Большой интерес представляют сведения непосредственных участников боевых действий на Кавказе, например А. Фонвилля,  и известного польского офицера Теофила Лапинского. Последний не только свидетель и очевидец описываемых событий, но и один из главных персонажей драмы, разыгравшейся на территории Западного Кавказа во второй половине 50-х – начале 60-х г.г. XIX в.  В течение трех лет находясь среди адыгов, разделяя всем сердцем надежды и чаяния горцев на успех  освободительной борьбы, Теофил Лапинский не только изучил их обычаи и традиции, гражданское и политическое устройство, но и образ ведения войны. Посетив Убыхию в 1857 году, в своей работе он характеризует их как смелых и отважных воинов, готовых пожертвовать своей жизнью ради свободы.

Некоторые данные по интересующей нас проблеме можно почерпнуть в свидетельствах  агентов европейской политики  Дж. Белла, Дж. Лонгворта и  простых путешественников,   в свое время побывавших на Кавказе  (Э. Спенсера и др.).

В советское время об убыхах писали известные историки-кавказоведы А.Н. Генко, Л.И. Лавров, А.В. Фадеев, Г.А. Дзидзария и другие.  Заслуживает внимания работа Л.И. Лаврова “Этнографический очерк убыхов”, которая содержит интересные данные по теме данного исследования.Давая характеристику одному из знаменитых представителей рода Берзек – Хаджи Герандуку, Л.И. Лавров называет его “военным вождем убыхов”. Оценивая деятельность Хаджи Герандука и других представителей рода Берзек, автор дает яркое представление о той роли, которую сыграли убыхи и род Берзек в борьбе западных адыгов за свою независимость  в годы Кавказской войны.

Несомненно, большой вклад в изучение интересующей нас проблемы внес  историк А.В. Фадеев. Свойственный тому времени марксиситско-ленинский  подход к изучению социально-экономического и культурно-политического развития убыхского общества отнюдь  не умаляет ее значимости для нашего исследования.     В 1935 г. профессор А.В. Фадеев опубликовал в журнале “Исторический сборник” работу с символическим названием “Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе”. В то время это единственная в отечественной литературе  работа, где вполне объективно освещены вопросы участия убыхов в Кавказской войне. Сетуя на недооценку роли убыхов в истории народов Кавказа, что можно было объяснить исключительной скудостью материалов, автор попытался  определить роль убыхов в борьбе против колониальной экспансии  России на Кавказе и  охарактеризовать масштабы трагедии, постигшей этот поистине удивительный народ в результате насильственного выселения в пределы Османской империи. В ней достаточно подробно освещены некоторые аспекты освободительной борьбы убыхов  во главе с военно-политическими лидерами в лице Хаджи Берзека и его племянника – Хаджи Герандука.

В другой работе А.В. Фадеева “Россия и Кавказ в первой трети XIX в.” содержится богатый материал об отношениях между Убыхией и Абхазией и стремлении убыхских предводителей  Хаджи-Берзека и его племянника приобщить Абхазию к освободительной борьбе  против России.  Также в ней мы находим интересные сведения об агентурной деятельности английских и турецких эмиссаров на территории Северо-Западного Кавказа.

Проблемами истории и этнографии  убыхского народа занимались известные исследователи-кавказоведы Н.Г. Волкова, Е.П. Алексеева, З.В. Анчабадзе, Г.З.Анчабадзе, Ю.Д. Анчабадзе и др.

Убыхи привлекали внимание и зарубежных исследователей. Ж. Дюмезиль, Ю. Мессарош, Г. Фогт, А. Дирр, интересовавшиеся историей народов Кавказа, занимались изучением этногенеза и языковой принадлежности убыхов.  Г. Фогт во второй половине ХХ в. составил словарь убыхского языка. Известный французский филолог Ж. Дюмезиль организовавший в 30-60-е гг. XX в. несколько научных экспедиций в Турцию, провел значительную работу не только по исследованию языка, этнических особенностей и духовной культуры убыхов, но и собрал ценный материал о роде Берзек и участии убыхов в Кавказской войне.

Значительное место в истории Кавказа убыхам уделяет известный ученый-кавказовед Ш.Д. Инал-Ипа. В своих научных работах “Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами” и “Садзы” ученый освещает страницы военной истории убыхов и политическую деятельность убыхских предводителей из рода Берзек в годы Кавказской войны. Однако автор критикует их действия, называя организаторов освободительной борьбы экстремистами.

В своей работе “Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия”, изданной в Сухуми в 1982 году, Г.А. Дзидзария дает ценные сведения о территории расселения и численности убыхского народа, этнокультурных связях с соседями, в частности, с шапсугами и Абхазией. В работе содержится подробное описание военных действий на Западном Кавказе и степень участия в них убыхов, дает представление о  той роли, которую сыграли в национально-освободительном движении  представители знатных убыхских родов – Берзек, Дишан и других. Некоторые особенности убыхского махаджирства, нашедшие отражение в данном труде, делают его особенно ценным для нашего исследования. Вопросы Кавказской войны и участия в ней убыхов в той или иной степени исследованы в работах Н.А. Смирнова, А.Х Касумова, В.В. Дегоева, Н. Бэрзэдж и др.

“Черкесия – боль моя” – исторический очерк известного кавказоведа Т.В. Половинкиной одна из наиболее ценных работ, дающих представление о месте, занимаемом убыхами в большой семье кавказских народов и участии их в национально-освободительной борьбе горцев Кавказа в период Кавказской войны. Труд Т.В. Половинкиной  носит компилятивный характер, что, однако, не умаляет ее ценности в деле изучения социально-экономической, политической, военной и культурной истории убыхского народа. Работа содержит сведения не только по происхождению, территории расселения и отношениям убыхов с соседями, но и объективно освещен  период в истории убыхов и других народов Кавказа, вошедший в историю под названием Кавказской войны. Автор раскрывает причины и характер Кавказской войны, основные этапы освободительного движения на Западном Кавказе. Т.В. Половинкина  пытается выяснить степень распространения мюридизма среди населения Западного Кавказа и приходит к выводу, данное религиозное течение если и получило  распространение среди некоторых племен, то только как идеологическое обоснование освободительной борьбы. Что же касается убыхов, то с самого начала пропагандистской деятельности наибов Шамиля, они довольно холодно относились не только к самим наибам, но и к их проповедям. Автор детально описывает ход военных действий на территории Черкесии и степень участия в них убыхов, а также характеризует роль убыхских военно-политических лидеров в организации освободительной борьбы. И последнее, но не по значимости, на что хотелось бы обратить внимание, – это массовое выселение адыгов, в том числе, убыхов и его трагические последствия для убыхского народа, который по утверждению автора, подвергся геноциду, что тоже трудно было бы отрицать.

Таким образом, работа Т.В. Половинкиной, если не напрямую, то, во всяком случае, через призму общенациональной борьбы адыгского народа   дает достаточно полное представление об основных аспектах борьбы убыхского народа за свою независимость в годы Кавказской войны. Особенно ярко освещены последствия колониальной политики царизма по отношению к народам Западного Кавказа.

Представляет интерес работа Рамазана Трахо, историка, адыга по происхождению, жившего за границей и попытавшегося глазами изгнанника рассмотреть историю адыгов. В ней содержится  краткий обзор военных действий убыхов совместно с другими адыгскими племенами в период после подписания Адрианопольского трактата вплоть до 1864 г. В работе уделено внимание переселенческому процессу и некоторым особенностям убыхского махаджирства.

Кажаров В.Х. пишет о попытках создания государства на территории Черкесии и активных действиях убыхских предводителей из рода Берзек и Дишан в этом направлении, а также о ходе военных столкновений на завершающем этапе Кавказской войны.

Историк-этнолог А.С. Марзей раскрывает причины и мотивы военных походов, систему подготовки к воинской жизни, истоки, обоснование, а также характеризует  все тонкости подготовки и организации военного похода, тактику  и стратегию,  осуществляет детальное описание убыхских военных походов. Мы считаем важным знание всех этих составных частей убыхского военного менталитета для понимания сути Кавказских войн XIX в.,  форм и степени участия в них убыхов. Ведь игнорирование тех или иных сторон исторического наследия этноса обедняет и искажает сам его феномен.

В  актуальном исследовании А.Ю. Чирг содержится материал об эволюции общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа, в том числе, убыхов, раскрыты особенности общественно-политической организации “демократических” племен, к которым относились и убыхи. Автор характеризует общественно-политические преобразования в Западной Черкесии  конца 40-х – начала 60-х гг. XIX в., направленные на создание государства  на территории Северо-Западного Кавказа. Провал планов по созданию государственной системы и консолидации горцев Кавказа он видит в недостаточной сплоченности и отсутствии начал национального единства, а большей частью объясняет неудачи деятельностью иностранной агентуры.

Работа  А.В. Сивера  содержит интересные сведения об убыхском этносе и участии их в Кавказской войне. Он подтверждает  факт частичной политической консолидации горцев Кавказа: убыхского, шапсугского, натухайского и других этнических групп в борьбе за сохранение Родины и свободы. Автор описывает последние усилия по организации законченной формы политической государственной системы управления для координации своих действий, направленных на противостояние колонизаторским устремлениям царской России.

Монография   М.М. Блиева “Россия и горцы Большого Кавказа” богата фактическим материалом, почерпнутым из архивных источников. В ней описывается  общественный строй, социальная организация убыхов, убыхская модель наездничества. Детальное описание военных действий на Черноморском побережье и участия в них убыхов, а также материалы по убыхским персоналиям времен Кавказской войны позволяют считать данное исследование серьезным подспорьем в освещении страниц убыхской истории. Однако нельзя не отметить некоторую тенденциозность взглядов историка на многие факты. Причины русско-кавказского противостояния  М.М. Блиев видит не в имперских устремлениях царского правительства, стремившегося включить Кавказ в сферу своего влияния, а в традиции адыгского, и в частности, убыхского наездничества, которое автор называет не иначе как “грабежом ”и  “хищничеством”. Таким образом, действия горцев он квалифицирует как грабеж и разбой, а русских войск на  Западном Кавказе – как оборонительные. В свете огромной работы, проведенной  многими  историками по исследованию всех аспектов Кавказской войны и  вообще, с учетом исторических реалий, нельзя согласиться с мнением автора. Именно жесткая колониальная политика России вызвала  к жизни всплеск национально-освободительного движения убыхов и других горцев Кавказа за сохранение своей родины и свободы.

Труд  М. Х.-Б. Кишмахова “Род из священной долины убыхов” носит этнографический характер. Вместе с тем, это одно из первых обобщений монографического плана, посвященное убыхам.  Автор описывает территорию расселения и численность, хозяйственные занятия, ремесла, быт и культуру, обычаи и традиции. В работе мы находим данные о социальной, экономической, политической и общественной организации убыхов. Однако ценность ее  для темы нашего исследования определяется тем, что в ней дана реконструкция портрета влиятельного в прошлом убыхского рода Берзек и деятельность представителей этого рода в годы Кавказской войны: переговоры с русским командованием, организация освободительной борьбы, попытки создания государства на территории Западной Черкесии и массовое выселение убыхов в Османскую империю.

Среди изданий последних лет можно назвать монографии Я.И. Гордина. Историческая публицистика, в целом не затрагивающая убыхский массив, освещает вопросы взаимоотношений России и народов Кавказа и содержит обзор мнений, касающихся этих взаимоотношений.

И последняя, но не по значимости, монография “История убыхов”, автором которой является  горный инженер, геоморфолог, кандидат географических наук В.И. Ворошилов. Своей целью автор ставил создание подробного историко-этнографического очерка об убыхах, проживавших на территории современного  Большого Сочи, начиная с раннего средневековья  до второй половины XIX в., и оставивших глубокий след в истории народов Кавказа. Достоверность фактов, содержащихся в работе, обеспечивается использованием широкого спектра архивных материалов, а также документальных свидетельств того времени – фотографий и рисунков.

Подводя итог, хочется отметить, что при всем разнообразии исследований по истории Кавказских войн, в общем контексте которых мы находим лишь отрывочные упоминания об убыхах, вопрос об участии убыхов в освободительной борьбе и роли убыхских военно-политических лидеров в организации этой борьбы представляет большой интерес и остается недостаточно изученным.  Объяснить это можно лишь скудностью источниковой базы, не позволившей историкам воссоздать объективную  картину истории убыхского субъэтноса. Восполнить этот пробел, опираясь на уже доступные и проработав хранящиеся в центральных архивохранилищах документальные источники – цель современного  исследователя, претендующего на почетное звание знатока истории Северного Кавказа.

М. Г. Хафизова,

Канд. ист. наук,

Старший преподаватель

кафедры отечественной

истории СГИ КБГУ

Related posts

Leave a Comment